Древний город Мангуп-Кале

Древние города

Комплекс находится в километре от Ходжа-Сала, по дороге Танковое-Терновка.

Расположение древнего города Мангуп-Кале

Гора Мангуп с пещерным городом на ее плато находится в Бахчисарайском районе в 25 км к югу от Бахчисарая, между Ходжа-Сала и Терновка.

Древний город Мангуп-Кале
Вид на Мангуп от озера у дороги на Терновку
Древний город Мангуп-Кале
Карта расположения Мангуп-Кале

Пещерный город Мангуп-Кале расположен на плато горы-останца Баба́-Даг. Гора представляет собой отдельно-стоящее возвышение, круто обрывающееся к югу. С северной стороны гора имеет четыре протяженных выступа, называемых мысами.
Самый западный выступ именуется Чамны́-буру́н — Сосновый мыс, второй с запада — Чуфу́т-Чеарга́н-Буру́н — мыс созыва иудеев, следующий — Элли́-буру́н — Греческий (эллинский) мыс и, наконец, самый восточный — Тешкли́-буру́н — Дырявый мыс, получил своё название из-за сквозного грота, образовавшегося в результате обрушения искусственной пещеры, называемой Барабан-Каба.
Между мысами пролегают овраги, каждый из которых также имеет свое название: с запада на восток — Табана́-дере́ — Кожевенный овраг, Гама́м-дере́ — Банный овраг и Капу́-дере́ — Воротный овраг.

Древний город Мангуп-Кале

Мангуп. Как часто в среде эзотериков звучит это магическое название горы и пещерного города, расположенного на ее четырех мысах. Вот, кстати, еще один интересный факт: в горном Крыму часто скалы именуются мысами.
Мыс — это выступающая часть суши на морском побережье. А какое море может быть в горном Крыму? Там его попросту нет. Там есть лишь горы. Так вот, ответ кроется в том, что некогда часть гор была залита водой и поэтому многие возвышенности зовутся мысами.

Древний город Мангуп-Кале

Еще в средневековье, на месте нынешнего озера, что у подножия Мангупа со стороны села Хаджи-Сала (Святое селение), было огромное озеро, воды которого простирались по всей долине, до села Красный Мак. Именно по этому выступающие мысы Мангупа названы мысами. По этому озеру к Мангупу переправлялись на лодках.

Мангуп-Кале

По Мангупу можно бродить весь световой день и не хватит его для посещения всех интересных уголков. У многих Путешественников возникает большое желание побыть здесь несколько дней, и оно того стоит.

Древний город Мангуп-Кале

С исторической точки зрения самым значимым является восточный мыс — Дырявый. Именно на нем в свое время стояла цитадель, остатки которой можно еще осмотреть и в наше время. Но, не сама крепость, а место, на котором она расположена будет нам интересно.

Древний город Мангуп-Кале
Рисунок-реконструкция древнего города, столицы царства Феодоро

Если мы внимательно посмотрим на снимок ниже, то увидим очертания восьмиугольного фиала — небольшого внутреннего бассейна, который сооружался в атриуме — внутреннем дворике ранне-византийских базилик — первых христианских надземных храмов.

Из сохранившихся фиалов на территории Крыма можно видеть теперь только этот, на Мангупе, и еще один, на территории заповедника «Херсонес Таврический». Там он расположен в атриуме кафедрального храма святого Павла, называемого ныне Уваровской базиликой.

Древний город Мангуп-Кале
Мангуп: фиал — бассейн для омовений перед Храмом
Древний город Мангуп-Кале
Херсонес: фиал — бассейн для омовений перед Храмом

Изучение Херсонеса, как места Силы и началось с этого фиала — бассейна для омовений, находящегося в атриуме (внутреннем дворике) Уваровской базилики, кафедрального собора Апостола Павла.

Некоторые называют его октагон, но это не совсем верное название. Это сооружение служило некогда в древневизантийских христианских храмах — базиликах емкостью для омовения рук и лица. Лишь после омовения в нем, можно было войти в храм. Но не это будоражит ум.

Эти емкости возводились в местах, где мощный поток Силы соединял Небо и Землю. И суть была не в том, что бы просто омыть руки и лицо, а что бы пребывать в этом потоке хоть какое-то время, после чего очищенным можно было войти в храм.

В таком вот фиале, а именно в фиале Уваровской базилики и состоялось крещение св.князя Владимира. Этот факт доказуем, если взглянуть на гравюру с изображением крещения князя Владимира и сопоставить изображенное на ней с планом Уваровской базилики — самым большим из древних христианских храмов в Крыму. Ее длина — 52 метра, ширина — 20 метров. Храм был открыт в 1853 году, перед самым началом Крымской войны, раскопками известного мецената графа А. С. Уварова, основателя Московского археологического общества.

Древний город Мангуп-Кале
Крещение князя Владимира

Построена базилика в конце VI — начале VII веков. Перед ней размещался обширный двор (атриум), где находился фиал — водоем для омовений, в котором можно было омыться перед входом в храм. Здесь собирались прихожане перед началом и после окончания литургии, здесь совершались некоторые церковные службы. Вместе с храмом его двор являлся своеобразным городом в городе, центром общественной и интеллектуальной деятельности.

Древний город Мангуп-Кале

Сюда шли больные вымолить у Бога исцеление. Врачи практиковали и консультировали иногда прямо у входа в церковь. Прихожане готовились здесь к проведению праздничных и погребальных обрядов. Сюда приходили за утешением, советом, за тем, чтобы вымолить прощение, покаяться в грехах. Это было преддверие убежища для любых преследуемых, которое давал храм в радиусе 5 шагов.

Если согласно археологическим и историческим источникам Уваровская базилика — самая крупная, то базилика на Мангупе была не меньше, а ее фиал — даже больше Уваровского. Но не в этом дело, а в том, что временно-пространственная ориентация строительства цитадели в Мангупе датируют тем же периодом строительства, что и Уваровскую базилику. А как известно, свято место пусто не бывает. Христиане возводили храмы на местах нахождения более древних святынь.

Подтверждений тому — огромное количество. Не буду даже вдаваться в подробные объяснения где и когда такие храмы были построены. Два из них нам известны — это Уваровская базилика в Херсонесе и базилика на Мангупе.Для начала мы с вами пройдем через вход цитадели, который выглядит весьма внушительно. Многие именуют его порталом, что само по себе достоверно, ведь портал — и есть вход, а именно: архитектурно оформленный и богато украшенный резьбой и дверной проем монументального здания.

Древний город Мангуп-Кале
Мангуп: портал
Древний город Мангуп-Кале
Мангуп: резьба на камне

Именно так загадочно выглядит главный вход в укрепленную цитадель. Пройдя через него мы попадаем на площадку, на которой ранее находился раннехристианский храм — базилика. От него осталась лишь сооружение фиала, описанное выше. Его по непонятной причине все называют октагоном или октагонных храмом, хотя явная взаимосвязь между фиалами в Херсонесе и на Мангупе видна невооруженным глазом. Именно это место нам и потребуется для внутренней работы.
Есть и другие места на Мангупе, не менее интересные для эзотерического познания, но в нашем случае — это место можно называть центральным среди всех. А центр как обычно сочетает в себе все свойства и качества остальных мест Силы. Уверен, что я вернусь к описанию места на Мангупе, но этому месту стоит уделить особое внимание.

Древний город Мангуп-Кале
Мангуп: место силы
Древний город Мангуп-Кале
Мангуп: закат

В свое время, фиалы устанавливались именно в тех местах, которые имеют свойство очищать сознание человека, останавливать его мысль. Смысл фиала заключался как в том, что бы визуально произвести омовение (в католицизме осталось еще действие с омакиванием пальцев в освященную воду и осенением себя крестным знамением).

Так вот, человек, подходящий к фиалу, готов был очистить себя внешне, при этом происходило и внутреннее очищение. Но и это еще не все. Сам процесс омовения имел значение как действие, переключающее сознание человека с обыденных вещей и событий на сакральное значение выполняемого действия. По сути, своим действием человек отдавал себя всего Святому Духу и Он наполнял его Силою Своею. Так он отключался от мира внешнего и включался в мир внутренний. А участие в литургии позволяло ему гармонично объединить взаимодействие мира внешнего (через слух и зрение) с миров внутренним (единение с Создателем).

Вот и мы с вами, для этого единения с Творцом воспользуемся возможностями этого места. Не место значит для нас, а мы для места. Именно во взаимодействии мы являем Силу.

Само по себе любое место Силы не имеет никакого значения, но пребывание в его поле действия человека, позволяет последнему эффективно использовать возможности места во взаимодействии с сознанием. Посредством этого мы можем используя потенциал мест Силы влиять на построение своей личной реальности, корректируя ее по мере необходимости.

Но, самостоятельно это делать не удастся. Само по себе сознание человека не дает ему возможности управлять реальностью (даже если он так думает). Лишь во взаимодействии с другими мирами мы имеем возможность ее формировать по новому или просто откорректировав какие-то события в жизни…

Мангупское Княжество — Феодоро

Столица княжества Феодоро располагалось на горе Баба-Даг или Мангуп, как принято ее сейчас называть, в одноименном городе. В конце XIV или в XV в. с высоты Баба-Дага можно было обозреть чуть ли не все Мангупское княжество.
Если стать лицом на запад — видна часть Северной бухты Севастополя, куда впадает река Черная. Над устьем ее стоят руины Инкерманской крепости — Каламиты. Крепость эта построена на отвесной, местами нависающей скале, с множеством высеченных в ней пещер.

Древний город Мангуп-Кале

За бухтой далекий морской горизонт сливается с небом, а на сверкающей водной глади еле-еле заметны черные точки бороздящих ее кораблей. Ясными ночами видно, как ярко светятся их огни. Средневековый владетель Мангупа, мечтавший о неведомых землях, богатстве и морской торговой славе, вероятно, не раз обращал с вершины Баба-Дага свой взгляд к далекому рейду.

Древний город Мангуп-Кале
Каламиты
Древний город Мангуп-Кале
Херсонес

Левее Северной бухты приподнята над морем длинная и неровная сине-серая полоса суши. Это — Гераклейский полуостров с византийским Херсоном.

Еще левее на фоне неба темнеет силуэт главной башни Чембало (Балаклава). Крепость и бухта — кровное достояние Мангупа. Была бы она для него вожделенным выходом в морские просторы, но овладели ею генуэзцы, самозваные пришельцы из-за моря.

Чуть правее Чембало и много ближе к Мангупу белеют над лесом скалы Эски-Кермена (старой крепости, убежища предков). Это город хлебопашцев, пастухов, набожных монахов, украсивших мастерским художеством многочисленные пещерные храмы. Здесь же, на Эски-Кермене, большая базилика не хуже мангупской: с мраморными колоннами, с изящной византийской резьбой. Давно уже нет боевых стен на столовой горе. Но и ныне старая крепость — сердце большой и богатой сельской округи, защищенной замком Кыз-Куле, хозяин которого чтит и признает владетеля Феодоро.

Древний город Мангуп-Кале
Чембало (Балаклава)
Древний город Мангуп-Кале
Эске-Кермен

Мангупское княжество основано выходцами из Византии и наибольшего расцвета и возвышения достигло в XIV-XV вв. – когда находился в статусе столицы княжества Феодоро. Этот период стал для города временем благоденствия и расцвета, он расширялся, обрастал новыми оборонительными укреплениями, храмами и прекрасными строениями, такими как княжеский дворец и базилика.

Мангуп-Кале под названием Феодоро при династии Гаврасов стал самым богатым и влиятельным городом в Таврии. Однако недолго длилось это благополучие. Под натиском врагов владения постепенно сокращались, территории отходили татарам на севере и генуэзцам на юге, но захватить столицу княжества несмотря на многочисленные попытки так никому из них не удавалось. И только турки-османы в 1475 г. взяли крепость измором, после семи месячной осады.
После овладения столицей турки разграбили и подожгли ее, превратив ее в руины, потому что она потеряла свое стратегическое значение.

Древний город Мангуп-Кале
Оцените статью
Krymatlas
Добавить комментарий