Комплекс находится в километре от Б.Садовое, по дороге Ялта-Бахчисарай.
Расположение горного комплекса
Есть в Крыму уникальная долина по которой протекает река Бельбек, которая растянулась на 20 км от Танкового до Соколиного. Центром этой долины можно условно назвать село Голубинка (Фоти-Сала греч. свет-селение). Долина уникальна концентрацией интереснейших мест и ландшафтов, таких как горный массив Бойка с его вершинами — Богатырь и Сотира, с храмом Спаса на Махульдурском перевале, Большой Каньон и водопад Серебряный.
Это описание посвящено трем местам — мужскому пещерному монастырю св. Феодора Стратилата (Челтер-Коба), мысу Бурун-Кая и древней готской крепости Сюйрень на мысе Куле-Бурун (Башенный).
Пещерный монастырь Челтер-Коба
У северных границ средневекового христианского княжества Феодоро на юго-западной территории Крыма ещё в VIII веке возникла необычная обитель. В естественных пещерах обрывистой Гроб-скалы у подножия мыса Ай-Тодор поселились монахи-отшельники, основав монастырь, позже получивший название Челтер-Коба.
Пещеры были вырублены задолго до появления монахов в Крыму теми, кого ныне историки и археологи называют троглодитами (др. греч. τρωγλοδύτης «живущие в пещерах»). Их древние жилища освоили монахи. Некоторые пещеры были расширены и переоборудовали под православные храмы.
Комплекс из более чем 23 пещер разной величины, имеющих определённое назначение, напоминает настоящий многофункциональный городок, который полностью обеспечивает себя.
Миниатюрные кельи с низкими сводами служили для проживания монахов. Имелись хозяйственные помещения для хранения продуктов, жильё управляющего всем монастырским бытом, просторная трапезная для общего принятия пищи и особенное помещение с высокими сводами, закруглённое и сужающееся к востоку и западу – пещерный храм, занимающий естественный грот площадью свыше 150 кв.м.
Древний храм
Алтарь находился в вырубленной прямоугольной нише, отделённой невысокой преградой от апсиды. Вдоль стен сохранились скамьи, а прямо в полу – захоронения, ещё несколько могил – в западных пещерах храма. Обычно в таких монастырских церквях сберегались мощи святых. Рядом с алтарём примыкают небольшие ниши, вероятно, выполняющие роль диаконника и жертвенника, у северо-восточной стены – углубления, похожие на разрушенную купель баптистерия.
Вытянутый 140-метровый грот коридорного типа ведёт к источнику, снабжающему монастырь Челтер-Коба водой и расположенному в верховьях ущелья Хор-Хор (в переводе – «беда-беда»), которое разделяет мысы Куле-Бурун (Башенный мыс) и Ай-Тодор.
Монастырский скит просуществовал до XV века и был разрушен турками, уничтожившими и княжество Феодоро. Лишь в начале ХХІ века после посещения святого места митрополитом Крымским и Симферопольским Лазарем принято решение о восстановлении монастыря. Сегодня возобновлено богослужение в пещерном храме, сооружена звонница, обустроены некоторые кельи и есть надежда, что былое величие Челтер-Коба вернется к нам.
Мыс Бурун-Кая (Утюг)
От источника вверх поднимается троп, по которой можно выйти к древней мощеной дороге, которая и сейчас находится в приличном состоянии. Местами она уже стала грунтовой, где-то проходит по поверхности скалы, и в этих местах можно увидеть древние следы от колес гужевого транспорта. Эта дорога, а далее пешая тропа выводит на край мыса Бурун-Кая.
Бурун — это мыс, с тюркского это переводится как выступающий, торчащий. Нос тоже «торчит» на лице. Кая — это скала. Однако местное население называет эту возвышенность Утюгом, т.к. ее очертания напоминают его форму.
С Бурун-Кая открывается вид почти на всю Бельбекскую долину. Находясь на таких вершинах мы попадаем в эфирное поле планеты физически и можем даже видеть пространственные энергетические структуры. Для такой работы нам не нужно как-то специально «настраиваться» . Достаточно лишь «отключиться» от действительности, расслабить зрение и смотреть в даль, в пространство перед вами.
Через какое-то время ваши мысли остановятся и перестанут осаждать ваш ум. Вот тогда вы сможете видеть то, что не видимо обычному зрению. Выглядит это как проявление полупрозрачного объекта в пространстве. Можно сказать, что это могут быть фантазии, иллюзия или что-то еще, но у каждого свое понимание мира. Пусть скептик остается скептиком, а тот кому интересно видеть мир под разными углами — видит его всегда по новому.
На склоне, неподалеку от тропинки к Бурун-Кая находится реликтовая тисовая роща с двумя родниками: один вытекает из-под тиса, возраст которого составляет многие столетия, а второй (внешне напоминающий лингам) — находится в гроте. Однако, давайте немного познакомимся с тисом и его свойствами…
Тис — дерево смерти и возрождения, живущее несколько столетий, а порой и тысячи лет. Растёт он очень своеобразно: постепенно его ветви, растущие у земли, укореняются и превращаются в новые стволы, которые растут уже самостоятельно.
Со временем эти стволы охватывают центральный ствол, который постепенно разлагается. Таким образом, новые стволы питаются плодородной массой старого дерева, и дерево постоянно омолаживается.
Тис — символ цикла, повторяющегося из года в год. Это символ перехода и воскрешения, символ трансформации.
Тис обладает сильной энергетикой, активизирующей деятельность человеческого организма и благотворно влияющей на состав нашей крови.
Связано это с тем, что, в первую очередь, сила тиса очищает нашу кровь от накопившейся в ней энергетической грязи. Это добавляет нам сил, лечит аллергические заболевания, продлевает срок жизни. Обычно к тису идут в момент физической и психической усталости. Помогает в этом прогулка от 10 минут до получаса, но не более.
Тис обладает рядом специфических, необъяснимых особенностей. Его ствол, по достижении деревом 400-500 лет, становится полым изнутри, хотя дерево продолжает расти, формировать ветви и крону. В полом стволе могут появляться т.н. воздушные корни, образуя новый ствол. В результате одно дерево с возрастом представляет собой переплетение стволов.
Даже если показалось, что дерево мертво, — поврежденное молнией, или по какой-то причине лишившись части ствола, — оно может вдруг образовать новый ствол и, омолодившись таким образом, продолжить свою жизнь, вечную с человеческой точки зрения. К тому же, из-за того, что ствол становится полым, невозможно вычислить точный возраст дерева по годовым кольцам.
В руническом письме название «тис» носят две руны Eihwaz и Ehwaz. Также он является священным деревом Тора — защитника справедливости в исландской мифологии. У древних кельтов тис был символом бессмертия, а полые стволы тисов считались воротами в Иной Мир.
Эти деревья с темно-зеленой хвоей и причудливо переплетенными стволами росли в местах, почитавшихся у друидов священными, там хоронили королей и проводили ритуальные сборы.
Мыс Куле-Бурун (Мыс-башня)
Неподалеку от Бурун-Кая находятся остатки готской крепости Сюйрень. От нее правда осталась лишь часть восстановленной башни и крепостные стены. Находятся они на восточной стороне мыса Куле-Бурун. Восстановлены в V веке н.э. византийскими строителями для защиты горного прохода второй гряды Крымских гор, ведущего к Херсонесу.
Крепость просуществовала до конца ХІІІ века и пала под натиском вторгшихся в Крым монголо-татар. Укрепление ограждено стеной толщиной почти 3 м, сложенной из каменных блоков и выступающей наружу тупым углом с возвышающейся смотровой башней. В верхних ярусах находилась капелла, стены и купол которой расписаны удивительной красоты фресками. Фрагменты фресок сохранились до нынешнего времени.