Монастырь находится в окрестностях города Старый Крым на юго-востоке полуострова.
Расположение монастыря
Храм Сурб-Ншан (Святое Знамение) расположен в монастыре Сурб-Хач (Святой Крест) Армянской апостольской церкви, находящиеся в нескольких километрах от города Старый Крым.
Город Старый Крым имеет важное значение для Крыма в целом. Когда-то, в давние времена, он был столицей Крымского ханства. И выбрано это место было не случайно.
В Крыму много мест Силы. И несколько таких сакральных мест находится вблизи города Старый Крым. Сохранилась рукопись четырнадцатого века, где приводятся слова первого муллы Солхата ибн Акмара, который и выбирал место для столицы ханства: «Здесь под горой Агармыш будет возведен город великий. Здесь растет древо Къырым и живет дух этой земли».
Само старое название города «Сол-хат», согласно данным известного российского филолога, профессора А.С. Пулермогога, на праславянском языке означает «дом Солнца» или «солнечная хата».
Старый Крым — Древо Къырым
Место Силы — это пространство, в котором сфокусирована мощная совокупность пересекающихся различных временных и пространственных полей. Как правило, такие «перекрестки» также связаны с единой энергоинформационной «сетью» планеты. В пространстве таких мест строились культовые сооружения.
Цветок жизни как структура мироздания
«Древо Къырым» часто упоминается в древних рукописях и сказаниях о полуострове. Это крымский вариант «Древа Мира», которое известно у всех народов и во всех уголках планеты. Все древние цивилизации мира прошли через веру в так называемое «Космическое древо» или «Древо жизни» — символ всего живого. Считалось, что оно связывает в единое целое миры: огненный, тонкий и физический. Слово «Къырым», от которого потом произошло название полуострова, пока не дешифровано. Считается, что последнее дерево Къырым и его последние хранители были уничтожены в 1921 году работниками НКВД.
В легенде о древе Къырым говорится, что оно было уничтожено. Да, можно уничтожить любую вещь, но душу уничтожить невозможно. Именно такой душой и является монастырь Сурб-Хач для всей округи Старого Крыма. Побывав в нем единожды, ты вновь и вновь стремишься вернуться туда, словно в том месте находится твой дом, в котором ты вырос и в который ты всегда стремишься вернуться. А такое чувство может родиться только лишь тогда, когда в этом месте «пустила корни» твоя душа.
На подворье монастыря вас встречают семь каменных процветших крестов — хачкаров. Умением в искусной резьбе по дереву армянские мастера славятся на весь мир. Нет одинаковых хачкаров, каждый из них особенный и неповторимый. Буква армянского алфавита и крест, высеченные в туфе — вулканической породе, словно слились воедино с цветами, птицами и орнаментом, украшающими хачкар. Это нужно видеть своими глазами, познать своим Сердцем.
Храм Сурб-Ншан (Святое Знамение) назван так в честь знамения, увиденного в средневековье армянами-переселенцами на этом месте в виде огромного сияющего креста.
Вначале возник монастырь Сурб-Стефанос (остатки его можно видеть чуть выше Сурб-Хача), а затем был построен и Сурб-Хач, считающийся священным местом среди всех знающих о его существовании.
На внутренних стенах притвора и в самом храме можно видеть множество резных крестов, выгравированных в камне. Это память о тех событиях, когда храм и монастырь часто посещались.
Было принято в ознаменование серьезного события в семье заказывать вырезание крестов на стене храма. Удостоиться этого могли не многие, поэтому кресты там имеют разные формы, как и на хачкарах — одинаковых нет.
В самом храме горят свечи и звучит тихая музыка. Людей бывает очень мало, поэтому можно побыть наедине с самим собой и соприкоснуться внутри себя с Богом, ощутив Его присутствие как внутри, так и снаружи каждой клеточкой своего тела, каждой частицей души и стать единым целым в духе с Его Святым Духом. Именно в этом моменте и заключается Истина познания Единого, когда Он становится тобой, а ты — Им. И нет тебя и нет Его, а есть Целое и Неделимое Пространство Любви. А вот с этого момента уже возникает новая задача — удержать это состояние осознания в Себе на все оставшееся время, и не только удержать, но и приумножить его, каждый раз проживая вновь и вновь, как в первый раз.
И чем чаще будет это прожито, тем глубже оно в человека прорастет своими корнями. Вот оно, Дерево Жизни, во всей своей красе и величии.
История монастыря
Монастырь был основан иноком Ованесом, мощи которого и по сей день находятся под каменной плитой в притворе храма Сурб-Ншан.
О сооружении последнего каллиграф Степанос писал следующее:
«…кто [Ованес] и собирал писания многих толкователей, святыми отцами изъясненные — толкования всех богодухновенных писаний; и так как будучи книгочеем, получил все написанное и с неутолимым вожделением прочел, (то) обучался и обучал не только словом, но и достатки вкладывая в дело, в камне увековечивал выученное из святых писаний. В чем и среди множества произведений, что сотворил, основательно воздвиг в монастыре своем и храм небу подобный, распрекрасный, арочный, купольный из тесаных камней, с позолоченной лепотой, в месте непостижимом и над покоем непорочных волей Божьих и жертвенником агнца бессмертного, именуя его [храм] Святое Знамение, с пятью хоранами, девятью ступенями — по образу Верхнего Сиона, утвердив в нем служителей».
В начале XV в. монастырь перестает быть престольным духовным центром, который перемещается в Кафу, но вместе с этим развитие монастыря не прекращается. Уже в последствии, в XVII-XVIII веках, монастырь снова становится духовным центром и активно перестраивается, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря.
Во время выселения христиан из Крыма в 1778 году духовенство оставляет монастырь, и уже в конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы.
В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны располагался пионерский лагерь. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались.
Реставрация и раскопки начинались много раз: и в пятидесятых, и в семидесятых. Археологи обнаружили следы пожаров, перестроек, восстановительных работ и обустройства монастыря. Последний раз раскопки велись в 1976 году. В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возвращен Армянской Апостольской Церкви.
Развитие монастыря происходило в несколько этапов. Самой древней постройкой, несомненно, является сам храм монастыря, церковь Сурб-Ншан (св. Знамения), начало строительства — 1358 год. Правда, тут есть некоторые сомнения, так как сам по себе барабан, на котором была сделана надпись по которой датировали время создания храма, был установлен в более поздний срок, вероятно во время перестройки или восстановления монастыря, сама надпись содержит следующий текст:
«Сей божественный храм славы на земле — рай древа жизни он — подобие горнего неба и обиталище святой Троицы. От рождения во плоти Христа в тысяча триста тридцать восьмом году начав воздвигнут во имя святого Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…»
Есть на подворье монастыря три источника: здоровья (верхний), мудрости (средний) и красоты (нижний). Более всех выделяют источник Мудрости, но чаще воду берут из более полноводного источника Здоровья.
На стене источника Мудрости можно видеть резьбу по камню, в изображением Древа Жизни и двух ангелов, охраняющих его с обеих сторон, с Солнцем и Луной, изображенными по обе стороны дерева вверху.
А есть еще на этой стене вырезанный в камне цветок жизни, что невозможно встретить в других христианских святынях в таком виде.
Еще одна из легенд рассказывает, что в XIV веке армяне-переселенцы стали искать место для монастыря. В лесу, в четырех километрах от Солхата, они нашли развалины старого замка, построенного, вероятно, греками и разрушенного в XI веке. Оставили в лесу монаха-отшельника, дабы он своей святостью очистил место от нечисти. Долго ли монах жил один, никто не знает, только известно, что в середине XIV века вырос будущий оплот армянского христианства в Крыму.
По преданию, название монастыря — Святой Крест — связано хачкаром VI века, который был вывезен в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Хачкар назывался Пыргчакар, что переводится как Спасский камень. Известно, что в середине XV века Крым посещает епископ Амида Мкртыч Нагаш. Возвращаясь обратно, он увозит подаренное Саргисом вардапетом Святое Знамение, которое имело «частицу от древа Христового креста» и хранилось в Каффе.
Остановиться на ночь в монастыре не удастся, т.к. помещений для паломников пока свободных нет, но мы обычно проводим там много времени, потому что уходить оттуда как правило не хочется никому.